Лого. Московский Юридический Центр
  • ЮрЦентр «Столица»
  • юридическая консультация оказывается бесплатно
Главная / Законодательство

К вопросу об оказании адвокатом бесплатной юридической помощи



При осуществлении адвокатской деятельности большую роль играет институт бесплатной юридической помощи. Это связано с тем, что адвокатуру можно рассматривать как партнера государства, которое взяло на себя обязательство обеспечить право граждан на квалифицированную юридическую помощь. Наиболее ярко публичный характер адвокатской деятельности проявляется в участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда в соответствии со ст. 50 УПК РФ, а также при оказании бесплатной юридической помощи.
По сравнению с Положением об адвокатуре 1980 г. перечень случаев, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно, серьезно сокращен. Право на бесплатную адвокатскую помощь имеют только граждане России - физические лица, причем те из них, чей среднедушевой доход не превышает размера прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, и только если они относятся к указанным в Федеральном законе "Об адвокатуре" льготным категориям (ветераны Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие от политических репрессий, безнадзорные дети) либо обратились по указанной в данном Законе категории дел (взыскание алиментов; возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; назначение пенсий и пособий; вопросы, связанные с реабилитацией и др.).
Согласно Федеральному закону "Об адвокатуре", расходы на оказание бесплатной юридической помощи гражданам взяло на себя государство. В соответствии с п. 9 ст. 25 данного Закона размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, и порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Однако реально оказание такой помощи осуществляется за счет адвокатских образований. Дело в том, что установленный Правительством РФ размер оплаты услуг защитника по назначению носит в большей мере символический характер (по общему правилу от 25 до 100 рублей за один день работы) и не соответствует действительной стоимости адвокатских услуг*(1). А порядок выплаты адвокату компенсации за оказание юридической помощи бесплатно не установлен. Адвокаты самостоятельно находят способы организации бесплатной юридической помощи нуждающимся. Например, в г. Москве адвокаты некоторых адвокатский образований образуют фонды, из которых осуществляются выплаты адвокатам, участвующим бесплатно в ведении дел.
По данным Министерства юстиции Российской Федерации, объем бесплатной помощи и помощи по назначению, предоставляемой населению адвокатами, составляет примерно 36% от общего количества выполняемых ими поручений*(2). В этих условиях практически полное переложение государством расходов на оказание бесплатной юридической помощи на адвокатов не может считаться правильным. Качество юридической помощи, оказываемой бесплатно на основании ст. 26 Федерального закона "Об адвокатуре", оставляет желать лучшего. Далеко не все адвокатские образования имеют поступления от платных клиентов, достаточные для покрытия расходов на бесплатную юридическую помощь. Некоторые категории дел требуют долгой и кропотливой работы, которая может отнять несколько дней, а представительство в суде первой инстанции может растянуться на месяцы.
На практике в подобных случаях адвокаты ограничиваются простейшими консультациями и составлением исковых заявлений. В регионах почти все клиенты, обращающиеся за помощью к юристу, относятся к категории малоимущих. Это значит, что юристы должны работать бесплатно и их работа не будет оплачиваться ни из бюджетных фондов, ни из средств юридической консультации. Очевидно, что ни о какой качественной помощи в таких случаях говорить не приходится*(3). В любом случае, необходимо принятие постановления Правительства РФ о порядке компенсации адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации.
Кроме того, узкий перечень дел, по которым малоимущие граждане имеют возможность обратиться за бесплатной юридической помощью, сводит на нет их право на получение юридической помощи и на доступ к правосудию по другим не менее значимым вопросам, а вслед за этим и многие другие права, гарантированные Конституцией РФ.
Например, трудно обжаловать в суд без помощи юриста решение и действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Таким образом, требуется серьезная реформа института бесплатной юридической помощи, в том числе, в части, касающейся защиты по назначению. Одним из способов реформирования этого института можно рассматривать создание за счет государства специальных адвокатских образований, которые будут специализироваться на оказании бесплатной правовой помощи по типу офисов публичных защитников в Западной Европе и США*(4).
В США такие ведомства создаются местными органами власти - городским советом, муниципалитетом, мэрией, которые курируют деятельность ведомства, не вмешиваясь в его повседневную работу. Финансируемые из бюджета штата и/ или муниципалитета публичные защитники могут получать и благотворительные пожертвования. Несмотря на государственное финансирование, такие корпорации не зависят от властей.
Сотрудники ведомств публичных защитников получают заработную плату, набираются в обычном порядке из числа допущенных к практике адвокатов, пожелавших работать в таком ведомстве и прошедших проверку квалификационных комиссий, создаваемых учредившим ведомство органом власти. Деятельность адвокатов, работающих в этих ведомствах, оплачивается государством. В ведомстве могут работать от одного до сотни адвокатов. Во многих таких ведомствах сотрудникам запрещено совместительство, чтобы их рабочее время было целиком посвящено защите малоимущих. Руководитель ведомства публичных защитников занимается выполнением повседневных административных задач и контролем над работой ведомства*(5).
Таким образом, при введении адвокатских правозащитных центров в России адвокаты должны получать заработную плату, а не гонорары, посвящая свою деятельность участию в бесплатных категориях дел. С одной стороны, оплата труда адвокатов будет иметь в таких случаях ограниченный характер по сравнению с заработками адвокатов, занимающихся обслуживанием бизнеса. С другой стороны, для многих адвокатов работа в таких адвокатских центрах окажется очень удобной, прежде всего, из-за отсутствия потребности в поиске клиента.
В финансировании и материально-техническом обеспечении таких адвокатских образований государство и адвокатура должны выступать на паритетных началах: государство - как гарант конституционных прав граждан, а адвокатура - в связи с особым статусом, предоставленным ей государством, исходя из своего общественного предназначения. Создание таких специальных структур не должно исключать привлечение к бесплатной юридической помощи адвокатов из других адвокатских образований.
Одновременно требуется расширить перечень категорий дел, по которым малоимущим гражданам юридическая помощь будет предоставляться бесплатно. Прежде всего, это касается включения в него дел, связанных с обжалованием решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Как альтернативу институту бесплатной юридической помощи, оказываемой адвокатами, следует рассматривать институт бесплатной юридической помощи, оказываемой правозащитными структурами, действующими в форме некоммерческих организаций. В России сегодня действует несколько тысяч правозащитных организаций. Спектр их деятельности необычайно широк: положение беженцев, судебная реформа, свобода слова и проблема доступа к информации, положение в тюрьмах, попытки наладить правовое образование и просто оказание юридической помощи населению*(6). В то же время, несмотря на то, что деятельность правозащитных организаций имеет большую общественную значимость, отсутствуют правовые механизмы, ее поощряющие. Более того, можно заявить о наличии серьезных препятствий для развития правозащитного движения. Так, существенной проблемой является обложение налогом на добавленную стоимость бесплатных юридических услуг, оказываемых правозащитными организациями.
В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса РФ оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией услуг и рассматривается как объект НДС.
Государству следует пересмотреть свою политику относительно правозащитных организаций и ввести механизмы стимуляции правозащитной деятельности. В частности, необходимо освобождение операций по оказанию бесплатной юридической помощи правозащитными организациями от обложения НДС. На региональном уровне следует более активно реализовывать рекомендации Указа Президента РФ "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" 1996 г. и Указа Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" 2004 г., а именно: предоставлять правозащитным организациям помещения на льготных условиях, оказывать правозащитным организациям помощь в их деятельности*(7), учитывать предложения правозащитных организаций при формировании составов создаваемых ими совещательных и консультативных органов, а также указанных комиссий*(8).
Исследование генезиса правового регулирования адвокатуры в России, проведенное на основе сравнительного анализа Федерального закона "Об адвокатуре" 2002 г. и Положения об адвокатуре 1980 г., позволило сделать следующие выводы.
Во-первых, в Федеральном законе "Об адвокатуре" впервые было закреплено понятие адвокатуры. В соответствии с данным Законом ключевым в понятии адвокатуры является осуществление адвокатской деятельности. Если Положение об адвокатуре приравнивало адвокатуру по своим целям к правоохранительным органам, вменяя ей в обязанность укрепление социалистической законности и воспитательную функцию, то Федеральный закон "Об адвокатуре" предоставил адвокатуре только те задачи, которые действительно на нее возложены, исходя из ее реального, исторически заложенного предназначения - защиты прав и интересов граждан и организаций, обеспечения доступа к правосудию. Федеральный закон "Об адвокатуре" обращает внимание на некоммерческий характер адвокатской деятельности.
Перечень основных видов юридической помощи, которые оказывает адвокатура, в названном Законе существенно расширен.
Во-вторых, субъектом адвокатской деятельности может быть только адвокат, т.е. специалист по правовым вопросам, получивший в установленном законом порядке адвокатский статус. Условия и порядок получения адвокатского статуса служат одной из гарантий профессионализма адвоката. Оказание юридической помощи является основным видом деятельности для адвоката. Это - одна из главных черт адвокатской деятельности, отличающая ее от правовой помощи, оказываемой нотариусами, прокуратурой, юридическими фирмами и другими субъектами.
В-третьих, Федеральный закон "Об адвокатуре", по сравнению с Положением об адвокатуре, сделал ряд шагов, направленных на повышение профессионализма адвокатуры: исключен формальный подход к определению критериев допуска к адвокатской деятельности путем введения квалификационного экзамена; осужденные за совершение умышленных преступлений теперь не могут претендовать на получение статуса адвоката.
Различие рассматриваемых двух актов об адвокатуре проявляется также в подходе к вопросу о допуске в российскую адвокатуру иностранных граждан и лиц без гражданства. Если Положение об адвокатуре строго требовало от претендентов на адвокатский статус наличия гражданства СССР, то действующий в настоящее время Федеральный закон "Об адвокатуре" не содержит подобных ограничений, допуская возможность приобретения статуса российского адвоката гражданином иностранного государства.
Помимо приведенных выше выводов, необходимо остановиться на следующих предложениях:
1. Учитывая признаки адвокатской деятельности, изложенные в настоящей статье, это понятие можно определить как квалифицированную юридическую помощь, которая оказывается на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката и действующими индивидуально или в рамках коллективного адвокатского образования, физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти и местного самоуправления в целях защиты.
2. Юридическая помощь, оказываемая адвокатами, рассматривается в Федеральном законе "Об адвокатуре" в качестве квалифицированной. Квалифицированную юридическую помощь можно охарактеризовать как правовую помощь, осуществляемую специальными субъектами, подтвердившими свои знания и умения в этой области.
3. Квалифицированная юридическая помощь шире содержания адвокатской деятельности и может включать в себя деятельность иных субъектов, если для допуска их в сферу оказания правовой помощи законодателем будут введены определенные критерии, соответствие которым может дать некоторую гарантию качества этой помощи.
4. Понятие "адвокатура" следует понимать в двух значениях. Во-первых, как это и указано в ст. 3 Федерального закона "Об адвокатуре", в качестве профессионального сообщества адвокатов, т.е. совокупности лиц, получивших адвокатский статус, объединенных на условиях обязательного членства в особые организации - региональные адвокатские палаты. Во-вторых, адвокатуру следует понимать как действующий на определенных принципах (законности, лояльности к клиенту, соблюдения адвокатской этики, независимости, самоуправляемости, корпоративности, равноправности адвокатов, профессионализма) общественный институт, гарантирующий гражданам право на квалифицированную юридическую помощь. Кроме того, представляется, что целесообразно высказать несколько рекомендаций по совершенствованию российского законодательства, посвященного регулированию адвокатуры Российской Федерации.
Во-первых, следует устранить пробел в Федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" 2002 г., где не говорится о возможности осуществления адвокатской деятельности в интересах органов государственной власти и местного самоуправления. Для этого необходимо внести изменения в ст. 1 Федерального закона "Об адвокатуре", расширяющие понятие "доверитель" и включающие в него также органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых, в Федеральном законе "Об адвокатуре" следует закрепить нормы, в соответствии с которыми адвокат наделялся бы правом осуществлять предпринимательскую деятельность вне сферы оказания юридической помощи, а адвокатские образования по аналогии с другими некоммерческими организациями могли бы заниматься предпринимательской деятельностью с учетом целей и задач, стоящих перед ними.

Л. Ляшенко,
старший преподаватель кафедры
"Теория и история государства и права"
Камчатского филиала Российского государственного
университета туризма и сервиса